Способна ли Россия повторить «великий инфраструктурный путь» Китая?

Пятница, 19 апреля, 10:00-11:15

В настоящее время невозможно представить быстрый рост стран, пытающихся “догнать” мировых лидеров, без опережающего создания инфраструктуры, поэтому инвестиции в нее являются одной из приоритетных задач в этих странах. Инфраструктурное наследие СССР в значительной степени изношено и требует полной замены. В ближайшие пять – десять лет на это потребуются триллионы рублей инвестиций.

Резкий всплеск активности в середине 2000-х в сфере государственного-частного партнерства при создании инфраструктуры стал возможен благодаря принятию законодательства о концессиях, формированию инвестиционного фонда, частичному вовлечению средств пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты через механизм государственного гарантирования. Однако кризис внес свои коррективы, и активность стала падать.

Китай имеет уникальный опыт сверхбыстрого строительства объектов инфраструктуры, в том числе самых современных. Так, протяженность железных дорог в Китае за последние 20 лет увеличилась на 50%, автомобильных дорог – в 4 раза за последние 30 лет, при этом протяженность высокоскоростных дорог за 2005–2010 годы возросла в 2,5 раза. Три из пяти крупнейших портов мира – китайские, протяженность нефте- и газопроводов в последние пять – десять лет увеличивается на 12–14% в год. Только на 2012–2017 годы запланировано реализовать около 60 новых проектов общей стоимостью $157 млрд., что соответствует около 2,1% ВВП Китая. Ключевые факторы успеха: различные формы госфинансирования, в том числе использование ГЧП, и наличие в стране стратегических инвесторов и инфраструктурных компаний, способных в короткие сроки реализовывать сверхамбициозные проекты.

В связи с вышесказанным возникает ряд вопросов, на которые попытаются ответить участники дискуссии. В чем изъян современной системы финансирования инфраструктуры в России, и что мешает частным инвесторам активно вовлекаться в такие проекты? Как найти правильный баланс между интересами государства и частных игроков? Насколько применима в России “китайская модель”? Какие основные факторы успешного развития инфраструктуры в Китае могут быть использованы в России?

 
 
Журнал «Три дня»

Журнал «Три дня» 2011 Журнал «Три дня» 2010 Журнал «Три дня» 2009 Журнал «Три дня» 2008

Can Russia Replicate China’s Infrastructure Miracle?

Friday, April 19th, 10:00-11:15

In this day and age, it is impossible to imagine an emerging market country speeding along in an attempt to catch up with the most developed global leaders without first creating an advanced infrastructure, which perhaps highlights why investment in this sphere is so vital. Russia’s inheritance from the Soviet Union is largely spent, essentially leaving an infrastructural asset base that needs to be rebuilt from scratch. This will require trillions of rubles of investment over the next 5-10 years.

The sharp spike in infrastructural public-private partnerships (PPPs) in the mid-2000s was made possible thanks to laws allowing concessions, the formation of an investment fund, and state guarantees on private pension fund investments in infrastructure projects. However, the realities imposed by the crisis hindered progress in this arena.

China has a unique experience of superfast construction of highly modern infrastructure projects. China has increased the length of its rail network 50% over the past 20 years and quadrupled the number of roads in 30 years, including more than doubling the length of high-speed roads over 2005-10. The country has built three of the five largest ports in the world and expanded its oil and gas pipelines at an annual rate of 12-14% over the past 5-10 years. In 2012-17 alone, a staggering $157 bln (2.1% of GDP) is slated for 60 new projects in China. The keys to such rampant success are: various forms of state funding, including PPPs; a strong backbone of domestic strategic investors; and infrastructure companies capable of churning out highly ambitious projects in record timeframes.

This poses a number of questions for our panel members to discuss. What is wrong with Russia’s current infrastructure funding system, and what is holding private investors back from more active participation in such projects? How can Russia strike the optimal balance between the interests of the state and private players? Is it even possible for Russia to replicate China’s infrastructure miracle? If yes, then what are the keys to China’s success that Russia can use?

 
 
Журнал «Три дня»

Three Days magazine 2011 Three Days magazine 2010 Three Days magazine 2009 Three Days magazine 2008